Цаганаманский хурул

История Цаганаманского хурула неразрывно связана с именем ламы Тугмюд-Гавджи (1887-1980) — «цаганаманского Аавы», как его любовно называли в народе. Получив высшее духовное образование в Кукуноре (внутренняя Монголия), где обучался четырнадцать лет и защитил звание «геше-гавджи», он работал в Петербургском дацане, затем преподавал философию в Цанид-Чёёря. В 1943 г. был сослан со своим народом в Сибирь. Вернувшись из ссылки, с 1964 года он жил и практиковал веру в Цаган-Амане. Построенный Аавой деревянный хурул стал опорой верующих и местом паломничества людей со всей Калмыкии, и не только: будучи знатоком буддийской философии, врачом и астрологом, невзирая на репрессии и угрозы властей, до самой своей светлой кончины Аава принимал верующих, помогал людям, совершал обряды.
В начале 1990-х годов решено было восстановить хурул рядом с домом, где проживал Аава. Новый храм в Цаган-Амане построен в полном соответствии с традициями буддийского зодчества. Особую красоту придает храму изящная пагода с золотистой крышей и украшенная резьбой по дереву. Впечатляет и внутреннее убранство хурула. Взоры верующих притягивает находящаяся в алтарной части скульптура Будды Шакъямуни высотой более двух метров. Стены храма увешаны буддийскими иконами с изображениями Зеленой Тары — богини-спасительницы от бед, Будды Манлы, дарующего здоровье, грозного идама Ямантаки и других популярных божеств. Эти живописные тканевые полотна большей частью привезены из Тибета и Монголии. Здесь же находятся потрясающей красоты бронзовые скульптуры божеств, выполненные искусными непальскими мастерами и привезенные настоятелем хурула Лавсаном Бальджинимой из Пекина.